Российский рынок МДФ плит: высокие достижения средней плотности Рынок напольных покрытий тоже ожидает рост, но в этом росте традиционно будут участвовать не только российские игроки, но и иностранные. Российские потребители с большим доверием относятся к импортным напольным покрытиям, и даже кризисные явления не заставили их ориентироваться только на цену. Ламинат российского производства марок «Кроношпан» и «Кроностар» является одним из самых дешевых – 250-300 руб. за 1 м² (для сравнения, ламинат марок Egger, Classen или Caindl стоит 520-550 руб.), но последние имеют не меньшую популярность. Практически весь объем производимых для напольных материалов плит будет потребляться самими производителями.
Как средним, так и крупным мебельным предприятиям достаточно сложно инвестировать в оборудование для собственного производства плит, поэтому полуфабрикаты для производства мебели приобретаются от крупного производителя. Именно этим обусловлен нынешний перевес спроса именно со стороны мебельной промышленности. Плиты МДФ плит могут облицовываться натуральным или синтетическим шпоном, бумагосмоляной пленкой, пленкой ПВХ (поливинилхлорид). Очень популярна облицовка МДФ ламинатом. Покрытие из ламината делает МДФ более долговечной, а разнообразные расцветки и фактуры покрытия способны удовлетворить самому взыскательному вкусу.
Современный товар-заменитель МДФ плит – это ХДФ плита. ХДФ плиты также применяются в производстве мебели, ламината и облицовочных панелей. ХДФ превосходит МДФ плит по показателям прочности, из нее получаются более прочные тонкие плиты (2,5-3 мм). Однако ХДФ дороже, поэтому в России мало распространены.
Широко распространены ДСП и ДВП. К примеру, древесно-волокнистых плит всех типов (как сухого, так и мокрого способа производства) в России выпускается 450-480 млн м². Древесно-стружечных плит выпускается 4 700-4 900 тыс. м³, то есть в пять раз больше, чем МДФ плит.

Динамика производства плит

В настоящее время российская древесная отрасль располагает мощностями по производству МДФ плит в размере около 1 500 тыс. м³ в год. Основная их часть была введена в строй в 2003-2004 годы. Именно тогда и произошел резкий скачок выпуска этой продукции. В дальнейшем оборудование модернизировалось и потенциальный объем выпуска увеличивался вместе с реальным. По данным специалистов, в 2004 году объем выпуска МДФ плит в России не превышал 141 000 м³ (эти данные выглядят достоверными, хотя встречается оценка о 280 тыс. м³ уже в 2002 году). После 2004 года, когда были введены в строй мощности двух основных игроков – «Кроностар» и «Кроношпан», – а также ряда других компаний, ситуация с производством кардинально изменилась. Приросты в 2004-2005 годы зашкаливали за сто процентов, и даже снизившись до 50-60 % в 2006-2007 годы, все равно отражали небывалый количественный прирост. В 2008 году рост остановился, а в 2009 году произошло снижение на 8-9 %. Следует отметить, что крупные игроки практически сохранили и даже увеличили выпуск в 2009 году. Наиболее сильно пострадали предприятия, имеющие относительно небольшой объем выпуска. Результаты первых четырех месяцев 2010 года превысили аналогичный показатель 2009 года на 14,8 %. Концентрация производства МДФ плит в настоящее время достаточно высока. Около 60 % выпуска приходится на предприятия «Кроностар» и «Кроношпан», которые отодвинули пионеров производства на периферию рынка. Масштабное производство позволяет лидерам производить плиту МДФ разных толщин и предлагать рынку сравнительно невысокие цены.